Корзина Товаров в корзине: 0
Мониторинг цвета

Материал подготовлен отделом маркетинга компании КОМЛАЙН

Мониторинг цвета

Вопрос правильного отображения цвета на мониторе относится к категории извечных. Каждый, кто хоть раз сталкивался с необходимостью распечатать то, что видит на мониторе (и именно так, как он это видит) знает, что эта процедура зачастую не простая. Полиграфистам в этой ситуации еще сложнее, ведь от качества всей системы монитор – печатное устройство зависит удовлетворенность клиента результатом и соответственно успешность работы и бизнеса. А еще в воздухе витает идея удаленной (мягкой, экранной, кому как нравится) цветопробы, которая не сегодня-завтра станет реальностью. С ростом доли требовательных к качеству обработки цвета способов печати, например, печать расширенной триадой (более 4 красок), к мониторам для профессионалов стали предъявляться более высокие требования. Теперь нужен новый подход к решению проблемы соответствия между цветами, получаемыми аддитивным и субстрактивным синтезами.

Выбрать монитор при современном ассортименте тяжело. Профессиональный монитор от производителя, специализирующегося на таких устройствах – удовольствие дорогое. И для  большинства пользователей не очевидна разницы между бытовой моделью с ласкающим взгляд префиксом Pro и монитором, созданным для работы с цветом, тем более, что по характеристикам это не всегда понятно. Поэтому имеет смысл, разобраться какими же особенностями обладают профессиональные мониторы, и каким условиям они должны удовлетворять, чтобы отвечать современным требованиям. 

Увеличение цветового охвата

Большинство TFT-мониторов могут воспроизвести до 75% цветового пространства NTSC. Но, несмотря на то, что этот цветовой охват теоретически достаточно большой, чтобы включать цвета полиграфического синтеза, его размер и положение в цветовом пространстве таково, что такие мониторы не подходят для воспроизведения цветов печати на экране. Причина кроется опять же в принципиально разных цветовых моделях мониторов (RGB) и печатных устройств (CMYK). Чтобы включать все печатные цвета необходимо, чтобы цветовой охват RGB-устройств, в данном случае мониторов был значительно расширен.
Самый лучший способ увеличить цветовой охват TFT-монитора – это оптимизировать спектральную характеристику подсветки. Соединив достижения колориметрических и химических технологий, стало возможным создать люминофор с измененной спектральной характеристикой и лучшими показателями воспроизведения в красных и зеленых областях цветового охвата.
Результаты этих изменений хорошо видны на иллюстрации: зеленые и красные области спектра сместились, и в результате увеличился размер цветового охвата. Стали доступны гораздо более яркие зеленые и красные цвета.

Оптимизация цветового охвата

Цветовой охватК сожалению, исключительно расширение цветового охвата не помогает захватить все цвета, воспроизводимые устройствами с субтрактивным синтезом (или, проще говоря, CMYK-устройствами). Основной целью было и есть – достижение максимально полного соответствия цветов на мониторе и на отпечатке. Простой пример, приведенный на рисунке демонстрирует, что если цветовой охват одного монитора (черная линия) больше, чем у другого (красная линия) это отнюдь не означает, что он будет лучше воспроизводить цвета печатных устройств (белая линия). Кроме этого, нужно четко понимать разницу между размером цветового охвата, то есть положением крайних точек на графике, и качеством цветового охвата – реальным соответствием цветов на мониторе печатному устройству.
Это означает, что монитор с меньшим, но оптимизированным цветовым охватом может оказаться более подходящим выбором для цветокоррекции или удаленной цветопробы, чем решение с номинально большим охватом, но условно пригодной цветопередачей. 

Поговорим о пространствах

Сегодня в системах управления цветом существует два основных рабочих пространства RGB, очень близких между собой: Adobe-RGB и ECI-RGB.
Система Adobe-RGB – хорошее решение для большинства задач, которое, к сожалению, не достаточно хорошо подходит для передачи цветов печатных устройств и организации экранной цветопробы. Причина кроется в том, что в нем используется точка белого – 6500 К и гамма -2,2. Напомним, что стандартом для управления цветом в полиграфии считается точка белого – 5000 К, а гамма 2,2 не соответствует кривой растискивания классической офсетной печати. Кроме этого, цветовой охват Adobe-RGB практически обрезает насыщенные голубые цвета, воспроизводимые в офсетной печати.
В свою очередь ECI-RGB представляет гораздо более приемлемый вариант. Он создавался с учетом всех стандартизованных способов печати, из него исключенные цвета, которые невозможно воспроизвести в системе RGB вообще и, наконец, ECI-RGB использует точку белого с цветовой температурой 5000 К и гамму – 1,8. То есть, лучше соответствует общепринятым условиям печати и контроля отпечатка. Такое пространство становится отличной основой для аппаратно независимой системы: включает большинство RGB-устройств и соответствует печатным стандартам. Чтобы не осталось недосказанности, уточним, что с помощью ECI-RGB невозможно воспроизвести очень насыщенные синие цвета, которые доступны sRGB (и Adobe-RGB), но эти цвета также невозможно воспроизвести ни на одном печатном устройстве.
Adobe-RGBЕсли взять в качестве примера работу с фотоизображениями, где доминирует Adobe-RGB, можно отметить несколько интересных моментов. С одной стороны, Adobe-RGB является стандартным рабочим пространством профессиональных цифровых камер и предустановленной системой в основном инструменте фотохудожников – Adobe Photoshop. C другой, стандарт ICC использует точку белого - D50, абсолютное большинство просмотровых станций и фото-вспышек также используют цветовую температуру 5000К в качестве точки белого. Фотография сама по себе – это лишь начало процесса, большинство фотографий в конечном итоге распечатываются, а печатному процессу опять же лучше соответствует точка белого 5000К и гамма 1,8. Поэтому использование соответствующего цветового пространства - ECI-RGB поможет получить максимально качественный результат и избавит от типичных проблем, тем более, что большинство программ конвертеров из RAW поддерживают ECI-RGB стандартно. Примечательно, но ни один фотопринетр (включая специализированные модели с 12-ю цветами) не в состоянии воспроизвести все цвета Adobe-RGB, при том, что эта система, как мы убедились ранее обрезает голубые тона, доступные этим устройствам. Так, в этой ситуации ECI-RGB снова предлагает лучшее покрытие цветового пространства печатной системы.

Разница между «калибровкой» и калибровкой

От точности калибровки и профилирования монитора напрямую зависит точность отображения цветов, входящих в его цветовой охват, и имитация цветов, которые выходят за его охват. На рынке представлено много устройств, предназначенных для калибровки мониторов, но даже при том, что среди них есть очень серьезные высококачественные решения, качество результатов зависит от возможностей управления самим монитором. Самый распространенный случай, когда калибруется не сам монитор, а с помощью измерительного устройства – колориметра или спектрофотометра, вносятся изменения в таблицу соответствия цветов видоекарты. В этом случае создаваемый профиль вынужден вносить слишком много изменений, что негативно скажется на цветопередаче. Например, если исходная точка белого монитора – 7000К, а гамма – 2,2, то приведение такого монитора к полиграфическим требованиям (уменьшение точки белого на 2000К, а гаммы на 0,4) приведет к потери до 40 градаций на канал. Это будет заметно при работе с монитором и использование такого устройства для профессиональной работы с цветом рекомендовать нельзя. Если на мониторе есть возможность изменять яркость по цветовым каналам, то обычно диапазон изменений ограничивается 100 шагами, что недостаточно для точной установки. Что-то будет скомпенсировано профилем, но невозможность настроить гамму монитора приведет к потере до 19 градаций на канал при пересчете. Если же настройка гаммы и доступна, то только для 50% серого. Для более качественного результата монитор, ориентированный на работу с цветом должен иметь предустановленные значения гаммы, соответствующие стандарту. Но оптимальным является возможность аппаратной калибровки именно таблицы соответствия цветов (Look-Up Table, LUT) самого монитора с сохранением исходные значений LUT графического адаптера. Профессиональные мониторы с возможностью аппаратной калибровки предлагают настройку внутренней LUT с точностью до 14bit, то есть не 256 градаций, как у обычного, а 16384. Что практически исключает неточности цветопередачи.

Чем докажите?

Монитор откалиброван, система настроена, все профили подключены, а клиент все равно не доволен или не уверен, что все действительно верно. Выходом из положения, кроме грамотной организации условий просмотра (правильный окружающий свет, никаких ярких или темных пятен в поле зрения и т.д. и т.п., о чем читатель наверняка прекрасно знает) может быть проведение сертификации монитора по общепринятому стандарту, например, UGRA . Некоторые профессиональные решения позволяют это делать. В основе лежит измерение баланса по серому во всем динамическом диапазоне и набора цветов, в данном случае из набора Ugra/FOGRA Media Wedge. Результат с указанием максимального цветового отклонения и среднего отклонения можно сохранить в формате PDF и убедится в точности результата. Это может стать дополнительным аргументом в пользу выбора услуг типографии или отдела пре-пресс, предлагающего такой сервис.

К сожалению, объем статьи не позволяет обсудить еще очень много интересных вопросов, касающихся цветопередачи вообще и мониторов как инструментов работы с цветом в частности. Современное состояния полиграфии и тенденции рынка предъявляют новые требования ко всем аспектам производства. Профессиональный монитор сегодня не просто устройство, а скорее подход и решение. За его созданием и разработкой стоит многолетний опыт и серьезные исследования, которые и отличают их от массовых продуктов. Конечно, цена вопроса иногда определяющий фактор, но здесь все далеко не так мрачно, как многие думают. Наступление новых разработчиков приведет и уже приводит к тому, что решения высокого уровня неизбежно становятся дешевле, а так же становится все больше и больше вариантов в более доступной комплектации без ущерба функционалу. Эта приятная тенденция – еще один аргумент в пользу приобретения профессионального адаптированного под полиграфические задачи монитора и увидеть цвет на экране таким, как он должен быть.     

 



Читайте также Читайте также:


Возврат к списку